Всем привет, это снова Ваш покорный слуга, и сегодня мы отправляемся в бескрайнее путешествие бесконечной Вселенной, сказал бы я, если бы это было так)). Да, Космос всегда был интересен людям во все времена времен, ведь мы действительно не знаем, сколько всего он в себе таит, и познаем ли мы когда-нибудь все его тайны? Не знаю, вряд ли для этого хватит и жизни 10 поколений людей, но мы шаг за шагом находим все новое и новое, объясняем необъяснимое, и пожалуй этим он и интересен, что дает огромное поле для исследований.
Романтично, не правда ли? А что приходит вам в голову, когда слышите слово “романтика”? Для меня это всегда было звездное небо, и я был бы не я, если бы не пытался его запечатлеть. С самого начала своего пути я грезил о звездах, Млечном пути, объектах Космоса, и с покупкой фотоаппарата осуществил свою мечту. Сегодня я повествую вам о процессе съемки, постобработке и подводных камнях, которые могут возникнуть при подготовке к самой съемке. Итак, как сказал очень известный человек, поехали!
Следует сделать акцент на том, что если Вы новичок и у вас нет подходящего оборудования, то как ни крути, его необходимо приобрести. Самый минимум, который нам нужен, это фотоаппарат с возможностью выставления выдержки до 30 секунд. Большинство зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов позволяют это сделать, поэтому не стоит покупать дорогостоящее оборудование, достаточно любительской зеркалки. При выборе обязательно узнайте, есть ли в камере ручной режим съемки, чтобы все параметры выставлять вручную, иначе никак.
Далее нам нужен объектив. Для зеркалок Nikon или Canon подойдет китовый 18-55 мм f/3.5 – 5.6, суть в том, чтобы фокусное расстояние (18-55 вот эти цифры) было как можно меньше, но не слишком, оптимум от 12 до 24, и желательно чтобы светосила была не меньше 3.5 (чем меньше эта цифра, тем больше светосила).
Допустим фотоаппарат с объективом у вас есть, но нам нужно снимать с довольно длинными выдержками, для этого камера должна стоять неподвижно в течение всего времени экспонирования. Штатив в помощь, настоящая панацея для ночных фотографий. Можно взять самый дешевый, лично я сначала снимал на китайский с Алиэкспресса за 800 рублей, потом купил подороже за 2500, до сих пор им пользуюсь.
Итак, камера есть, штатив есть, не говорю о картах памяти, аккумуляторах, которые должны быть априори, но что же нам еще нужно? Место. Темное. Нет, выйдя из дома скорей всего вы этого не обнаружите. Дело в том, что засветки от населенных пунктов – наш злейший враг, поэтому необходимо выбирать место, максимально удаленное от них, чтобы влияние освещения было минимальным. В этом вам помогут карты светового загрязнения, переходим по ссылке и проверяем ближайшие места https://www.lightpollutionmap.info/
Итак, место мы нашли, что дальше? Да все, что касается света не от звезд, нам мешает. Угадываем время, когда луна находится в фазе новолуния, либо когда она выходит на небосвод только днем. Если днем Вы ее не наблюдаете, она выйдет ночью.
И конечно же погодные условия. Дождик и облачка нам не нужны))
Небольшой совет, если есть возможность, то лучше приехать днем и выбрать место заранее, чтобы не блуждать ночью, если нет, то импровизируем. Не забываем зарядить камеру, сделать чаю с бутербродами, и одеться потеплее, если зима, ночка обещает быть долгой))
И вот мы на месте, за 100 км от дома, ничего не забыли слава Богу, с палаткой, кушаньем, камерой и пока еще желанием заснять свой первый шедевр, уже достаточно стемнело, видны отчетливо звезды, и даже вожделенный Млечный путь, мы разворачиваем штатив, ставим нашу камеру, задираем вверх, нажимаем кнопку спуска затвора и, спустя 30 секунд, наконец то первый кадр, мы видим…
Что? Но как это так? Человеческий глаз же все видит, почему же камера выдала это? Все по порядку:
- Не паникуем и ни в коем случае не удаляем
- Если камера позволяет, ставим разрежение RAW для изображений, это целый плацдарм для обработки
- Максимально открываем диафрагму
- Значение ISO выбираете в зависимости от камеры, сразу скажу, что не нужно максимальное, там больше шумов чем самой фотографии, ставим в районе 3200-6400, можете попробовать до 12800, потом мы нивелируем эти шумы в специальной программе
- Фокусное расстояние чем меньше, тем лучше, и выдержку мы выбираем в зависимости от него, дело в том, что в процессе экспонирование, звезды перемещаются относительно земли если быть точным, они вращаются вокруг полярной звезды, именно поэтому ее использовали в качестве навигации, потому что она остается неподвижной. Если у нас слишком высокая выдержка, можем получить вместо звезд их треки, такие изогнутые линии, с другой стороны это тоже можно использовать, но о высоких выдержках все равно забудьте, треки можно и другим путем получить, об этом ниже. Используя правило 600 находим максимальное время выдержки, при которой наши звезды будут визуально оставаться звездами. Для этого разделите 600 на ваше фокусное расстояние и на кроп-фактор камеры, и получите некоторое число. Лично у меня это 600/11 мм / 1.5 = 37 секунд. Конечно это условность, на деле это число меньше раза в полтора, для точного расчета используется более сложная формула, с другой стороны если вы не планируете печатать изображения на рекламный билборд, то можно хоть 1 минуту поставить, визуально треков почти не видно, я же рекомендую ставить не больше 30 секунд.
Итак, мы все настроили, и получаем таки наш заветный первый кадр. Уже в процессе самой съемки можете регулировать параметры, для достижения нужной вам экспозиции, не слишком затемняйте кадр, но и не слишком переборщите с освещением, тени вытягивать гораздо легче, чем уменьшать блики.
Теперь самое важное, если вас устраивает экспозиция, то прочно закрепляем штатив на земле, ставим камеру, если есть режим серийной съемки, то ставим съемку 10 кадров, если меньше, то максимально возможное число с интервалом в 1 секунду. Если нет, придется самому нажимать кнопку затвора 10 раз. Сейчас нам важно получить 10 снимков с одного места, чтобы все изображения были одинаковыми, движение звезд не учитываем. В процессе съемки следите, чтобы объектив фотоаппарата не вспотел, чтобы ваш труд не был напрасным, и просмотрите всю серию снимков. Если вас устраивает, меняем локацию для следующего сюжета))
Итак, вернувшись домой с под завязку наполненной картой памяти и довольным лицом вы садитесь за компьютер и переходите в активный режим кропотливого процесса постобработки. И не удивительно, шутка ли, 400 фотографий обработать)). Тут нужно вставить ремарку, для фотографий одной серии должны применяться одни и те же настройки как в процессе съемки, так и в процессе обработки, они должны быть экспонированы плюс минус одинаково, чтобы не возникло проблем при сложении.
Есть 2 пути развития событий, земля отдельно от неба, или все вместе. Суть в том, что бы можете обработать изображения так, чтобы и небо и земля вас устраивали, или пойти по первому пути, сделать отдельный кадр, а лучше серию, где у вас очень хорошо проработана земля, даже если небо засвечено, не страшно, потом вы просто обработаете отдельно небо и отдельно землю и все склеите вместе, решать вам, в этой статье я расскажу, как сделать отдельно.
Такое небо меня устраивает
И земля
Не бойтесь шумов и неестественного цвета неба, все аннигилирует и на выходе будет бомба))
Получив 10 изображений неба и земли, идем в Sequator, мастхэв для ночных фотографий. Интерфейс довольно простой.
Двойным кликом по кнопке Start images мы загружаем всю серию в программу. Далее в пункте Composition выбираем, что мы ходим, сложить все изображения в одно, или сделать треки звезд. Если первое, то выбираем Aling stars и обязательно нажимаем Freeze ground, чтобы в процессе склейки земля никуда не уехала. Если хотим треки, то выбираем Trails и больше ничего.
Далее двойным нажатием на Output выбираем файл, куда сохранится наше готовое изображение. В пункте Sky region мы выбираем Auxiliary highligth. Теперь нам доступна кисть, которой мы рисуем маску поверх наших звезд (зеленым цветом). Выделяем только область с небом, землю не трогаем, давим на Start и ждем.
Можно сравнить с теми изображениями, которые вы получили после Лайтрума и обнаружить, что шумов стало меньше. Этого мы и добивались. Аналогично поступаем с землей.
И финальный аккорд, идем в Photoshop и соединяем все вместе.
Тут мы накладываем наше небо поверх земли, и создаем для неба новый слой-маску. Рядом с небом у нас появилось окошко с маской. Нажимаем на нее и в левой части выбираем инструмент Градиент, затем сверху выбираем тип градиента как на скриншоте, и проводим прямую линию от земли к звездам, получится что то вроде того, что на фото выше. Далее просто берем обычную кисть белого цвета, ставим жесткость на минимум, и стираем ненужную часть градиента, в частности зеленую засветку над деревьями. В конце концов на выходе вы получить что то типо этого.
Что ж, пожалуй на этом все. Я попытался вкратце, но в то же время с расстановкой последовательно все рассказать, как нам получить нечто подобное. Надо понимать, что это только основы, и все факторы невозможно учесть в рамках одной статьи, я всего лишь даю небольшой толчок для дальнейшего вашего творчества, и скорей всего вы столкнетесь с проблемами, с которыми не сталкивался я, но после этой статьи вы уже имеете какое-никакое представление о том, что же такое звездное небо и с чем его едят, всем до встречи))
- 4Поделились
1 комментарий