Итак, все началось с найденного старого советского динамика 4ГДШ на честных советских 4 ватта (по сегодняшним стандартам — ватт 10 примерно) и сопротивлением 4 ома. Динамик проверенный: полоса для гитары — вполне подходящая, достаточно широкая, низы хорошие, один недостаток — хлипкие подвесы и аллергия на высокие нагрузки. Значит, есть смысл взять не слишком мощный усилитель, чтобы в рокенрольном угаре не порвать динамик в погоне за драйвом.
Чисто случайно, у меня под рукой оказался заранее зачем-то ранее заказанный стереоусилитель с АлиЭкспресс, который действительно стоил 47 рублей с доставкой (ссылку прилагаю, но если она перестанет работать, всегда можно легко найти такой же). Быстро сложив столбиком два и два, я понял, что, в принципе, я теряю пару копеек и вместо этого приобретаю первый опыт комбостроения, что, само по себе, уже плюс.
Малая мощность усилителя меня не смущала: изначально я нацелился на изготовление комнатного варианта комбика, самого ближнего поля, для занятий, а не для выступлений.
Для корпуса взял старую УСБ-плиту от упаковки каких-то приборов, что под руку попалось.
В принципе, как оказалось, это вполне годный вариант для комбика небольшой мощности. Фронтальная панель — 240х240 мм с отверстием в 200 мм, для установки динамика снаружи.
Форма намечалась трапециевидная, так что непрямые углы пришлось заранее учесть.
Также пришлось добавить дополнительные ребра жесткости, по совместительству — звуковые пороги для уменьшения внутренних отражений. Нижний и верхний — разные, верхний, к тому же, будет частично прикрывать плату усилителя и обратную сторону крепления ручки. Остальной корпус открытый, с классической прорезью посередине.
После сборки (тонкие саморезы, клей ПВА) и закругления краев, изделие приобрело свои контуры.
Панель подключения было решено сделать минимальной по размеру, расположенной на задней верхней части, угловую. Не спрашивайте почему, так карта легла. На панели из куска алюминия разместилась сама плата усилителя и стандартное гнездо для 6,3 мм гитарного джека.
Здесь нужно сказать, что усилитель — двухканальный, а комбик подразумевает один канал, потому я просто, не запариваясь, подключил левый канал к разъему, а правый канал усилителя не задействовал вовсе. Конечно, можно было вывести его на отдельный разъем для подключения еще какого-то усилителя или динамика, но это уже удар по минимализму, значит долой. Проверка показала, что схема работает, пора было заняться отделкой.
Обтянуть комбик дермантином может каждый дурак, у которого есть дермантин. Я был без такового, так что, следуя памятным заветам, решил пойти другим путем и зажечь пламя из искры. Точнее — сотворить отделку из газеты The New York Times, очень кстати оказавшейся под рукой. Не спрашивайте почему и откуда такая идея, это дань стилю этого уважаемого издания и вообще таинственный секрет.
На загрунтованные строительным клеем внешние поверхности будущего шедевра, клеем ПВА наклеились газетные статьи. Исключительно в черно-белом формате и почти без картинок.
Теперь, в свободное от занятий время, всегда можно будет подтянуть свой английский, прочитав про запрет на изгнание непальских женщин из дома на время менструации, про первую женщину-генерала армии США и про всякие другие интересные события.
После обрезки лишних кусков отделочного полотна (хаха) их снова нужно было загрунтовать, чтобы декоративное покрытие не сделало газету “прозрачной”, выведя на передний план пропитавшуюся насквозь обратную сторону. Можно было воспользоваться тем же ПВА, но я взял имеющийся у меня лак ПТФЭ, который славится своей непроницаемостью. После того, как он высох, сделав газету контрастнее и непромокаемее, для связки пришлось покрыть сверху его влагозащитной грунтовкой (да-да, она тоже оказалась под рукой в нужное время). В принципе, без всех этих танцев с бубнами вполне можно обойтись, обтянув комбик эко-кожей, джинсовой тканью или резиной, на любой вкус, кошелек и ассортимент запасов, но я же описываю свои танцы, так что продолжу.
Для финального покрытия был выбран водорастворимый акриловый лак — потому что без запаха и быстро сохнет, позволяя наносить толстые слои.Отколорировав его в голубой цвет (чтобы комбик более лучше подходил к цвету моих глаз), я принялся наносить довольно вязкий лак широкой кистью, слой за слоем.
И еще.
И еще, новый слой за новым слоем.
Всего получилось около 15-20 слоев, я точно не считал, но когда глубина полупрозрачного синего цвета меня устроила — я сказал “стоп” и дал всему этому делу как следует высохнуть.
Кстати, если обратили внимание на странные штуки из темного вспененного полиуретана — это мне показалось, что акустическая волна внутри комбика будет слишком симметричная и я решил добавить отражениям и резонансам сложностей, вырезав такие вот рассекатели из первого попавшегося подходящего материала.
Пока вся эта конструкция сохла, я выбрал формат питания и после недолгого раздумья остановился на стандартном микро-USB, поскольку питания усилитель требует немного (всего 5 В) и не использовать это было бы глупо. Зато теперь эта штука сможет работать от любого обычного телефонного адаптера или павербанка, если вдруг приступ творчества случился с вами в пути. Гнездо питания нашлось и припаялось на наскоро вырезанную печатную плату. Вообще-то, такие гнезда, с уже удобным подключением через плату, миллионами продаются на том же Али, но легкие пути — не для нас.
От корпусов старых усилителей, давно разобранных и почивших, нам пригодились декоративно-защитные металлические уголки. Без них тоже можно (как, впрочем, и вообще без отделки), но как раз в этот момент проект стал приобретать некие эстетические формы и захотелось отполированных красивостей.
Для непрямых углов уголки пришлось доработать напильником, а на нижнюю часть резиновые ножки быстро сделались из резины.
Для хорошей посадки динамика сначала я хотел использовать тонкий поролон, но вовремя вспомнил про наступивший век технологий: использовал обычный самоклеящийся трубчатый уплотнитель для окон и скажу вам, что это гениальное решение такого рода проблем.
Панель тоже встала на место как родная, плотно вдавившись в полимерный лак.
Для защиты диффузора динамика пришлось напрячься и найти сетку. Слава богу, старых колонок и материалов от них у меня, как вы уже догадались, навалом.
Ну, тут для слесаря вообще все просто: очистить от ржавчины, придать форму — дело получаса. Покрасить контрастным белым цветом (чтобы визуально отвлечь от мелких огрех лицевой стороны), высушить как следует.
Решетка установилась на саморезы через демпфирующие прокладки из толстой пористой резины: и не звенит, и прижимает с двух сторон хорошо.
Чтобы была возможность подключать к гнезду разные по форме разъемы питания от любых проводов и адаптеров, пришлось его немного “поднять” над стенкой и чуть заглубить вовнутрь, чтобы защитить от случайных касаний и ударов.
Последняя деталь — ручка от старого аппаратного кейса, обычный вариант для любого комбика. Имейте в виду: “чемоданные” ручки тут не годятся: при игре они будут вибрировать и звенеть, так что только “мягкие” варианты!
Декоративная пластиковая ручка громкости от советского комплекта “Эстрада-001”, старожилы должны были сразу узнать. Можно, конечно, было выточить металлическую, но не на этот раз.
Вот так, в конце концов, выглядит законченный проект сверхмалобюджетного домашнего гитарного комбика.
Что там еще осталось? Опробовать, конечно! А то вдруг все напрасно, представляете облом?
Но оказалось, что как гитарный вариант — это вполне себе сносный комбик, пусть даже на нем отсутствует управление тембром и мощность не слишком велика. Дома включать его на полную громкость — то еще испытание для соседей, хватает вполне. А для необходимой регулировки тембров тут достаточно обычной примочки с ручкой тембра или выносного процессора. Низы есть и они очень неплохие, но, как в любом гитарном комбе открытого типа, они не на переднем плане. Атака отличная, контролируется четко. На пределе громкости, конечно, бывают линейные искажения в среднем спектре частот, но именно это и звучит как очень легкий буст-перегруз, что для гитары вполне неплохо. Дома у меня гитары не нашлось, так что попросил младшего продемонстрировать на том, что есть. (Звук местами затыкается — это мой странный телефон так снимает, не обращайте внимания).
Главное, что устройство реально работает и способно озвучить через себя инструмент вполне адекватно. Усилитель и вправду оказался очень неплохого качества звучания, хоть и маломощный — зато питается от 5 В и не убивает динамик. Обычного питания в 1000 мА ему хватает с запасом (на записи — 500 мА), от павербанка живет довольно долго, думаю, несколько часов, если не половину дня. Своего фона практически нет, наводок не боится. Собственный звук инструмента передает довольно точно.
Вывод: если у вас есть динамик, сходный с моим по характеристикам, и вам по случайности нужен домашний комбик — берите на вооружение эту сверхмалобюджетную и совершенно рабочую схему изготовления.
А я пока заказал еще несколько вариантов плат — на 30 и 60 ватт, попробуем что-то покрупнее, пожалуй.
Если не забуду и все получится — выложу при случае.
Всем пока, играйте свою музыку почаще!