Как-то понадобилась мне электрогитара. Выкрутился я без неё, но желание купить не пропало. Думал, поднакоплю, да куплю себе что-то неплохое. Но как на зло начали мне в ютубе выскакивать DIY видео в стиле: возьмём этот кусок клёна за 10-20к и сделаем на станках общей стоимостью как новый автомобиль себе гитару!
Конечно, такие видео как техно-порно – самое то. Но для обычного обывателя, как я, у которого нет такого оборудования и желания его покупать – это не очень близкая тема. Да и столярными делами я особо никогда не занимался, особенно с благородными породами.
Приняв челендж, я решил сам сделать себе электрогитару, причём по максимуму заколхозив составляющие. Покупать инструмент для обработки дерева я не стал, тк не был уверен, что дело того стоит. Морально приготовивший себя к тому, что денег я потрачу как на бюджетную гитару – я приступил к дело (забегу в перёд – если не косячить и купить материала в притык, то гитара будет по итогу довольно дешёвой, но затратной по времени).
В общем, начну с перечня материалов: ПВА, Эпоксидная Смола, Суперклей (по надобности), Берёзовая Фанера 10 мм, Красный Дуб, Ольха, Ясень, Фурнитура для гитары (колки, бридж, лады), Металлические Листы, Эмалированная Медная Проволока, Железный Прут, Неодимовые Магниты (60х10х20), Клейкая Алюминиевая Плёнка, Кусок Латуни и Электронная Составляющая. (надеюсь ничего не забыл)
Инструменты: Напильники, Рашпили, Свёрла, Дрель, Пила, Электролобзик, Лезвия от Столярного Ножа, Стамеска и тд.
Далее вас ждёт адский колхоз и ничего общего с техно-проном (ну разве что Гуро)!
За основу я брал гитару ESP F200, о чём далее пожалел (выпиливать и обрабатывать её времязатратно). Но во-первых мне понравился вид гитары, а во-вторых я нашёл её полноразмерную схему.
Начал я с грифа, точнее с основной его части. Материал найти было крайне сложно, а цельный массив нужного размера в городе не реально найти, либо покупать его кубометрами. Тут я использовал доски из Красного Дуба размером 60 мм+ ширина и 11 мм+ высота (местами 11, а где-то 13). Выбрав 3 самых ровных куска без сучков склеил их столярным ПВА. Стяжки я поставил и с боков тоже, тк сами доски гуляли в разные стороны. На выходе я получил довольно ровный брусок, который по звуку был монолитным.
Склеил их таким образом, тк доски были не совсем ровными, мне показалось это лучшим вариантом.
Пока всё склеивалось я приступил к деке гитаре, ну или корпусу. Его я делал из листов Берёзовой Фанеры толщиной 10 мм, вырезав 5 одинаковых кусков лобзиком. Потом я проводил некоторые коррективы – гриф получился по итогу не форматным и пришлось вырезать доп. пространство под левую руку, чтобы доставать до ближних ладов.
Когда гриф полностью высох (по моим наблюдениям желательно 48 часов) я начал придавать ему форму, что было моей первой ошибкой.
Дело в том, что когда я начал приклеивать голову грифа – были проблемы с фиксацией и корректировкой. Но долгое время продолбавшись, я всё таки его ровно приклеил.
Собственно голова грифа состояла тоже из 2х кусков Ясеня (ооочень большие проблемы с материалом). Её я тоже расчертил и придал ей форму. Тут ошибочность действий под вопросом – не факт, что выпиливать форму головы было бы легче к уже приклеенному грифу.
Далее я приклеил голову к основной части, заранее максимально ровно в ручную выровнять поверхность основной части грифа, там где уклон. Сначала я это делал рашпилем, а потом лезвиями от ножа. Тут мне впервые очень помогли лезвия столярного ножа – они очень аккуратно и ровно снимали древесину. Процесс был не быстрый, но зато контролируемый и по итогу получилась очень ровная поверхность.
Потом отпилив лишнее от головы грифа я понял, что сделал очередную ошибку. Гриф у меня получился длиннее чем на чертежах, что потенциально изменяло мензуру. Далее я сделал форму грифа более округлой, чтобы понимать какая толщина будет для меня удобной, ведь мне надо ещё накладку делать.
Попутно ножовкой и напильником я сделал себе верхний порожек, что…. в общем не советую так делать. Сейчас блоки порожков стоят копейки, а порожек из латуни – сомнительное удовольствие и очень трудоёмкое.
Далее делал выемку под анкер. Весь процесс я не зафоткал, тк по сути там куча косяков, да и надобность анкера была под сомнением. Лапы у меня довольно большие и гриф я по лени, и удобству решил сделать толстый, да ещё и дубовый. Вариант, что струны его когда-либо согнуть, ну оооочень маловероятный.
Но ради интереса я запилил себе анкер, с ошибками. Дело в том, что анкер должен лежать как бы в яме. На сайте guitar.ru об это хорошо написано, но я же самый умный, какая разница то, и запилил себе ровно лежащий анкер.
Способ вытачивания желоба для анкера я выбрал довольно интересный, но трудоёмкий. Тк фрезы у меня не было, я делал всё в ручную. После того как всё расчертил, я начал выбирать по чуть-чуть древесину. По итогу всё было криво и не равномерно. Потом я допёр, что желоб можно как-бы вырезать стамеской. Держа её как на картинке – я водил стамеской на себя (в разные стороны) снимая понемногу слой за слоем. Это заняло у меня около 2х часов, но боясь свою рукожопость – это был легко контролируемый и очень аккуратный способ.
По итогу у меня получился довольно аккуратный желоб.
Естественно делал я его опираясь на размеры анкера (которые я сделал из какого-то прутка от старого холодильника), предварительно нарезав на нём резьбу (немного увлёкся, так много нарезать не надо).
После я делал фурнитуру для анкера, а точнее части, куда он по идее должен упираться, если его натягивать. Но об этом лучше почитать какую-то умную статью, тк мой анкер бесполезный по сути.
Это часть анкера, которую я крепил на начало грифа. Делал я её из гайки, которую вбил в шайбочку. Потом я их хорошенько пропаял, выточил нужную по высоте и накрутил на анкер предварительно промазав эпоксидкой.
Второй упор, который ближе к голове грифа я сделал из 2-х железок, которые я тоже склеил между собой и сточив придал нужную высоту. Натяжной болт я купил в строймаге, после сделал его круглым и выточил под отвёртку пазы.
Сначала я вклеил дальний упор, потом уже вложил анкер. Уже после этого я случайно наткнулся на видео, где показывали как правильно устанавливать анкер. Подумав, что и так сойдёт, я тупо всё залил эпоскидкой, а в эту эпоксидку забил заглушку из Ольхи, которую я сделал заранее. После всё стянул под грузом, пока смола не высохла. Потом убрал лишнее, чтобы гриф был максимально ровный и я мог спокойно приклеить накладку.
Накладку я приклеил тоже из Ольхи. Клеил на ПВА, но по идее нужно использовать Костяной Клей, чтобы можно было снять накладку (вдруг-что). Я экспериментировал с Желатином и даже подобрал норм состав (3 ложки желатина без горки, 1 ложка воды), который после набухания и последующего нагрева превращался в клей. Но я чёт тогда засомневался (хотя экспериментальные куски дуба, которые я клеил желатином до сих пор хорошо держаться и не подают признаков испорченности клея) и зафигачил всё на ПВА, тк он хорошо себя показал прежде.
Накладку я сделал с запасом, чтобы часть её висела перед началом грифа (как на большинстве электрогитар). Кусок Ольхи, к счастью, клеить между собой не пришлось, но всё равно накладка получилась очень высокая. Перепробовав всякие рубанки, я решил придать нужную толщину с помощью всё тех же лезвий. На это у меня ушло 2 вечера. Это было долго и муторно, но я мог контролировать процесс не боясь накосячить.
Выровнять гриф по уровню с слой за слоем снимал древесину, благо Ольха мягкая и я своевременно менял лезвия. Ни о каком радиусе накладке у меня речи и не шло. Во-первых я любить акустических гитар и вообще привык к широкому и прямому грифу. А во-вторых – в домашних условиях сделать радиус довольно сложно.
До идеально ровной поверхности я доводил накладку так: выставлял уровень на разных частях накладки, отмечал карандашом неровные зоны и проходил там лезвиями до исчезновения надписей. Проделывал это я кучу раз, но результат был очень приятный.
Делалось всё на глаз, но вроде ровно.
продолжение в
- 3Поделились